На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШ СПАРТАК

14 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Степанченко
    На безрыбье и рак рыба. Возрастной конечно, но Спартаку нужен позарез центральный защитник. Мевля опытен, игрок сборн...Спартак. Трансферы.
  • Михаил Степанченко
    Этого следовало ожидать.«Спартак» — самый...

Тарасовщина



Среди советских и российских спортивных кумиров иной раз попадаются фальшивки. Их возводят на пьедестал, им поют дифирамбы, ставят памятники, визжат по телевизору, не удосужась понять, что масштаб личности этих кумиров несопоставимо мелок в сравнении с искусственно созданной славой. К таким кумирам относится тот самый Анатолий Тарасов, которого нынче назвали отцом советского хоккея.

На самом деле он, авантюрист, мелочный, мстительный, жестокий человек, принесший нашему хоккею немалый, порой непоправимый вред.
Если уж говорить об отце нашего хоккея, то им был Всеволод Михайлович Бобров. А если быть до конца откровенным, то надо вспомнить Василия Иосифовича Сталина, человека, конечно, взбалмошного, избалованного, но щедрого и толкового спортивного мецената. Это он и Бобров создали в сороковых годах непобедимую команду ВВС, трагически погибшую в авиакатастрофе.
Да, Боброву и его товарищам бездарный хоккеист Тарасов был неинтересен. Он возненавидел Боброва и подался в тренеры. И вот 1954 год, Швеция, первый наш чемпионат мира, первый матч с канадцами. Тарасов, приглашенный в сборную тренером-консультантом, трусливо призывает проиграть матч, дабы потом в переигровке со шведами добыть серебряные медали. «Нет! – говорит Бобров, который в то время по сути был главным играющим тренером сборной. – Играем на победу!» И громит канадцев.
Считается, что Тарасов, благодаря своей особой системе тренировок, создал чудо-команду ЦСКА. Ну-да, создал, обобрав «Спартак», «Крылья Советов», «Химик»… Система-то была проста: талантливых ребят призывали в армию и ставили перед выбором – или ты сгниешь в казарме где-нибудь за Полярным кругом, или будешь играть за ЦСКА.
Список этих невольников огромен. Именно поэтому ЦСКА стали звать «конюшней». Ну а обворованные клубы становились слабее. Было невыгодно выращивать молодых перспективных ребят – на потребу Тарасову. Периферийные команды чахли. И тем самым отечественному хоккею наносился колоссальный вред, последствия которого чувствуются и по сей день.
Зато Тарасов разбухал на своем троне. Годы его правления так и подмывает назвать тарасовщиной.
К тому же он не умел проигрывать. Два проигранных «Спартаку» решающих матча (1962 и 1969 годов) он пытался опротестовать. Дело доходило до откровенного шантажа, когда он в середине третьего периода увел команду в раздевалку – случай в истории мирового хоккея неслыханный. В той же Канаде тренера, допустившего этакий демарш, выгнали бы с волчьим билетом в зубах.
Пропаганда уверяет, что это Тарасов руководил сборной СССР в период ее десятилетнего царствования. Черта с два! Старшим тренером сборной все эти годы был замечательный, умный, скромный Аркадий Иванович Чернышев. Что ж о нем-то молчит наша спортивная пропаганда? Тарасов умело, часто откровенно по-хамски выпячивал себя. Если интервью, то только с ним. Если какой «Голубой огонек» или торжественный прием, опять же только Тарасов.
Он упорно, беззастенчиво протаскивал в сборную своих хоккеистов – многие из них заметно уступали ребятам из других команд. Придумал какую-то новую тактическую схему с полузащитником – ее восхваляли как гениальное слово в хоккее. Настоящие специалисты считали эту затею бредом. Так оно и было: хваленая и разрекламированная схема быстро сошла на нет.
Получилось примерно так же, как в пушкинской сказке о золотой рыбке. Тарасов возомнил себя «владычецей морскою». И «золотые рыбки» из ЦК и Министерства обороны отправили его на пенсию. Но имел место еще один казус, о котором стыдливо молчат апологеты армейской спортивной муштры. Расставшись с хоккеем, Тарасов попытался взять реванш в футболе. Футбольный ЦСКА тогда прозябал. Отчаявшись, армейские руководители пригласили главным тренером Тарасова – дескать, уж он-то, такой весь из себя крутой, поднимет «конюшню» с колен. Не тут-то было! Тарасов с треском провалился. Еще бы: надо было создать команду из обычных футболистов – на такую тонкую, кропотливую работу, требующую умения обращаться с людьми и особого таланта, Тарасов был неспособен.
Ну а страна получила еще одного дутого кумира, в тени которого остались истинные подвижники нашего хоккея, чьими усилиями были добыты блестящие победы и завоевана всемирная слава. И было бы в высшей степени справедливо вспомнить именно о них, отведя Тарасову и тарасовщине истинное место в отечественной спортивной истории.
наверх